Рынок целевых капиталов в Сибири

В 2019 году было проведено исследование "Оценка современного состояния рынка целевых капиталов в Сибирском федеральном округе". Исследование проводилось магистрантами Философского факультета Томского государственного университета.

Телефонный опрос руководителей некоммерческих организаций показал, что некоммерческие организации не знают о целевых капиталах, не имеют представления о модели целевого капитала, не способны оценить необходимость создания целевого капитала. По результатам проведенного социологического исследования одной из причин отсутствия целевых капиталов у НКО названа нехватка специалистов, обладающих знаниями и компетенциями для работы с ЦК.


Было опрошено 289 организаций, которые представляли все субъекты РФ, входящие в состав Сибирского федерального округа. С помощью исследования мы пытались определить условия, при которых создание целевого капитала становится актуальным и возможным для некоммерческой организации. Так выявлено, что доля организаций, которые знают о том, что такое целевой капитал, составила 34,5% опрошенных, остальные 65,5% не знают, что такое целевой капитал. Это показывает крайне низкий уровень осведомленности некоммерческих организаций Сибирского федерального округа о целевых капиталах.

Преобладающие представления о целевых капиталах в Сибири были отражены в ответах на вопрос, в котором предложены на выбор суждения о целевых капиталах. Респондентам было необходимо выбрать суждение, которое в наибольшей степени отражало бы их позицию. Так 43,2% опрошенных заявили, что практика целевых капиталов вполне реализуема в России, 56,8% - слабореализуемая практика. Большинство организаций отмечали пункт о малоизвестности модели целевого капитала в секторе некоммерческих организаций. Многие отметили, что занятие это трудоемкое и достаточно сложное в части формирования и пополнения целевого капитала.

Вопрос о том, планирует ли организация формировать целевой капитал (эндаумент-фонд) в ближайшие годы, вызвал беспрецедентные затруднения. В 60,9% организаций не смогли ответить на данный вопрос. Мы полагаем, что это связано с тем, что большая доля организаций не знакома с целевым капиталом.

Выделяется довольно крупная доля организаций, не планирующих формировать целевой капитал – 20,6%. Из группы планирующих большую часть занимают те, кто собирается заняться целевым капиталом в ближайшие 2-4 года (7%), в ближайшие 5 лет планируют формировать ЦК 4,5% организаций, в ближайший год – 2,1%, а в сумме группа планирующих составляет 13,6%.
Рисунок 5 – Состояние планирования НКО формирования целевого капитала
В качестве причин отсутствия целевого капитала в организации были выделены следующие: отсутствие специалистов, обладающих знаниями и опытом работы с целевыми капиталами, а также отсутствие средств для формирования целевого капитала.

Результаты проведённого социологического исследования свидетельствуют о том, что практика целевых капиталов крайне мало распространена в некоммерческих организациях Сибирского федерального округа.

Подробно с материалами отчета по исследованию вы можете ознакомиться в разделе Документы:

Аналитический отчет центра знаний по целевым капиталам в Сибирском регионе

Вестник ТГУ. Экономика. A Regional Analysis of the Endowment Market