Первые шаги к созданию Фонда целевого капитала (часть 1)

Итак, вы приняли решение создавать целевой капитал в вашей некоммерческой организации. С чего начать?

1. Законодательство. Необходимо изучить законодательство, связанное с целевыми капиталами, некоммерческими организациями, благотворительностью. Обратите внимание на внесенные изменения. Изучите последние редакции законов:
- Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" от 30.12.2006 N 275-ФЗ
- Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ
- Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" от 11.08.1995 N 135-ФЗ

2. Команда. Соберите команду, которая будет заниматься всеми организационными, юридическими и финансовыми вопросами. Возможно эта команда далее будет работать в Фонде, поэтому стоит обратить внимание на то, какова структура Фонда, обеспечивающая его работу.
Директор – организовывает взаимодействие с Попечительским советом и Правлением, осуществляет политику Фонда принятую Попечительским советом и Правлением, осуществляет деятельность Фонда, реализовывает стратегии развития Фонда (фандрайзинговые, маркетинговые и другие). Взаимодействует с управляющей компанией. Бухгалтер – ведет бухгалтерскую отчетность Фонда, готовит финансовые отчеты Фонда, взаимодействует с управляющей компанией. Менеджер(-ы) – занимается организацией встреч, подготовкой необходимых документов, организацией мероприятий по сбору средств. Волонтеры – помогают в организации мероприятий по сбору средств.

Центр знаний по целевым капиталам
1. Миссия, цели, задачи. Сформулируйте Миссию Фонда. Зачем он существует. Какие проблемы и задачи будут решены с помощью Фонда. Миссия должна быть понятна всем. Задействуйте в разработке Миссии Фонда всю команду, представителей от благополучателей, будущих членов Попечительского совета и Правления. Определите цели и задачи целевого капитала. Какие программы и проекты, какие направления деятельности вашей некоммерческой организации вы планируете поддерживать за счет дохода от целевого капитала.

2. Управление. Подготовьте список потенциальных членов органов управления Фонда (Попечительский совет, Правление или Совет Фонда). Проведите переговоры с потенциальными членами органов управления. Проведите учредительное собрание, заседание Попечительского совета и Правления (Совета Фонда). На этих мероприятиях должны быть утверждены состав Попечительского совета и Правления (Совета Фонда), план по формированию целевого капитала (в течение 1 года должно быть собрано 3 млн.р. для создания целевого капитала), политика привлечения средств в целевой капитал и политика расходования дохода целевого капитала. Все принятые решения должны быть закреплены протоколами заседаний.

3. Формирование целевого капитала. В первый год вам необходимо собрать 3 млн. рублей, чтобы сформировать целевой капитал. Для успешного достижения этой цели вам необходимо разработать план привлечения средств на формирование целевого капитала. Это период, когда придется запланировать необходимое количество личных встреч с потенциальными донорами. Сколько для вашего Фонда будет необходимо таких встреч зависит от результата и от собранной суммы. Вам необходимо определить пул потенциальных доноров, изучить их и понять пересекаются ли ценности донора и ценности Фонда, от этого зависит половина успеха, удастся ли вам достучаться до вашего донора. К личной встрече необходимо хорошо подготовиться.

Более подробно вы можете почитать о первом контакте с донором в книге «Эндаументы начало: как создать целевой капитал в регионе». Скачать бесплатно книгу можно здесь

Или ознакомиться с материалом в соответствующей теме в МООК «Целевые капиталы: территория финансовой стабильности некоммерческой организации», размещенного на платформе Coursera.


Вы имеете возможность пройти обучение на VR-тренажере

Целесообразным будет выстроить грамотную маркетинговую стратегию для вашего Фонда. Цель маркетинговой стратегии – помочь потенциальным донорам принять решение в пользу поддержки вашего Фонда. Об этом вы можете подробнее узнать в главе 5 в книге «Эндаументы начало»
Определите перечень направлений, на которые ваш Фонд будет собирать средства. Во-первых, это поддержка организации благополучателя. Во-вторых, вы можете выделить определенные приоритетные направления, проекты или программы, на которые будете собирать деньги.

Для примера рекомендуем вам изучить программы поддержки разных фондов.
Фонд ТГУ https://fond.tsu.ru/
Фонд МГИМО https://fund.mgimo.ru/projects/current-projects
Фонд МИСиС https://endowment.misis.ru/
Пензенский фонд Капитал местного сообщества https://penza.capital/



4. Внесение пожертвований. Уделите особое внимание разработке финансовой инфраструктуры внесения пожертвований: онлайн пожертвование на сайте, иные виды онлайн пожертвований (яндекс кошелек, apple pay и другие); терминалы самообслуживаний в банках города или области, POS-терминалы и другие способы внесения пожертвований. Все пожертвования на формирование и на пополнение целевого капитала должны быть только безналичными, посредством перечисления средств на счет.

5. Презентация Фонда. Для представления Фонда потенциальным донорам вам необходимо подготовить различные презентационные материалы о миссии, целях и задачах Фонда, о направлениях поддержки и планах развития Фонда.
Логотип. Разработайте логотип вашего Фонда. Поручите эту задачу профессиональному дизайнеру, который сможет сделать это качественно и красиво. Логотип – это практически лицо Фонда, которое вы будете показывать в документах, на сайте. Он должен отражать миссию Фонда.
Лозунг. Найдите яркий лозунг, отражающий вашу цель. Он поможет вам оформить ваши буклеты, анонсы, сайт. Поможет привлечь внимание вашей потенциальной аудитории. С лозунгом должны быть согласны все участники, вовлеченные в деятельность Фонда.
Буклеты. Важно подготовить различные раздаточные материалы, например, буклеты, в которых вы сможете отразить на что Фонд привлекает деньги. Информация должна быть изложена кратко, понятно, конкретно. В буклете вы можете прописать на какие направления и какие суммы потенциальный донор может пожертвовать. Для чего организован сбор средств на то или иное направление. Какие результаты планируется достичь посредством поддержки этого направления. Сбор информации для буклета – это работа команды Фонда. Дизайн буклета рекомендуем доверить профессиональному дизайнеру.
Сайт. Сайт Фонда требует особого внимания. Ведь это визитная карточка Фонда. На сайте рекомендуем разместить информацию о Фонде и информацию об организации благополучателе, учредительные документы, направления финансирования, новости фонда, информацию о Попечительском совете Фонда, о Правлении и о команде Фонда, информацию о реализованных проектах. Вы можете подготовить различные медиа-материалы и документы, которые можно разместить на сайте, например: видео-инструкцию о том, как пожертвовать деньги в ваш Фонд; информационные буклеты; договор публичной оферты; фотографии с мероприятий Фонда.

Получить консультацию по созданию целевого капитала в вашей некоммерческой организации
11 МАЯ / 2020